slogan

 

tel 77-68-12
+7 (924) 216-77-07
+7 (914) 543-28-61

 

интервью Хитохиры Сайто сенсея во Франции 2014г. Айкидо Ивама-рю Хабаровск

http://www.aikido-japon.com/articlesa2.html перевод Виты Сигалюк, Хабаровск. 

IMG_114331760862721  IMG_53714165110583UiXe0PbGGLY
Главное представительное лицо организации «Ивама Син Син Айки Сюренкай», Сайто Хитохира сенсей в ноябре 2014-го года приехал в город Ренн(Франция), чтобы провести третий международный семинар. Сын и преемник  Морихиро  Сайто сенсея , Сайто Хитохира сенсей один из немногих учителей, которые жили и практиковали под руководстом О-сенсея с детства. Приглашённый Оливером Эберхардтом  и благодаря поддержке организации айкидо Ивама Рю во Франции, он согласился ещё раз ответить на вопросы о том, что связывало его с семьёй мастера Уэсибы и об особенностях Айкидо , которые он развивает по всему миру. 
Мастер Сайто , какие отношения связывают семьи Сайто и Уэсиба ?
Мой отец стал учеником О-сенсея в 1945 году и следовал его наставлениям (учился у него) вплоть до самой смерти сенсея в 1969 году. От Основателя  мой отец унаследовал землю , расположенную рядом с его домом, где он построил дом, в котором я живу и по сей день. Мой отец очень любил О-сенсея . Моя мать также  служила семье Уэсиба восемнадцать лет. 
Несмотря на то, что сейчас я обрёл самостоятельность, я всё ещё благодарен семье Уэсиба. Более того, свою самостоятельность я обрёл только после разрешения и одобрения со стороны третьего дошу , Моритеру  Уэсиба. Таким образом , между нами нет разногласий , и Моритеру сенсей для меня как старший брат. Устойчивое (стабильное) развитие семьи Уэсиба очень важно для меня и я искренне надеюсь , что в будущем семьи Уэсиба и Сайто сохранят это сотрудничество . ( практику обучения учеников в этих школах.-прим.пер.) 
Мастер Сайто, какие отличительные черты  преподавания Айкидо в вашей школе Ивама?
Перед тем , как начать говорить о тренировках, важно помнить, что мой отец, Морихиро  Сайто , был непосредственным учеником  О-сенсея много лет , и то , что он руководил Додзё О-сенсея до его смерти.  Всё это продолжалось полвека , пятьдесят лет… 
Мой отец передал мне Айкидо в том виде, в каком его преподавал О-сенсей , Айкидо , основанное на трёх базовых элементах : работа с оружием(букиваза), практика без оружия ( тайдзюцу) и Синтоистская духовная практика. Сегодня только Ивама-стиль Айкидо предлагает точную во всех деталях практику Айкидо. Практику, которая включает в себя все эти три элемента. У О-сенсея было много учеников.  Некоторые рано обрели самостоятельность. Другие остались в школе Айкикай , но среди них только лишь малое количество действительно поняли глубину учения О-сенсея.  При том условии, что мой отец провёл  23 года с О-сенсеем, который полностью передал ему своё учение.  Мой отец практиковал каждый день непосредственно с О-сенсеем и то же самое учение он передал в Ивама Додзё. Я только сохраняю это наследие : наша практика полностью воспроизводит Айкидо во всех аспектах, которые практиковал О-сенсей. 
С точки зрения тренировок , есть здесь один момент, который вводит всех в заблуждение. В Будо правило простое : если ты демобилизован( то есть, не можешь двигаться) и не можешь освободиться - ты мёртв. 
Следовательно , одна из основ Будо это уметь высвободиться из-под контроля (имеется в виду схватывание-прим.пер.) сильного и обездвиживающего . Вот почему первая, самая основная и необходимая позиция тренирующегося - это статика. Безусловно , конечной целью является быть в состоянии уклониться до того момента, когда противник зафиксирует захват и использовать технику в её подвижном(динамичном ) варианте. Но, представьте, что случится , если, не важно по какой причине, такой как, например  ошибка в расчёте времени, вы не смогли вовремя уклониться от атаки. Вы уже мертвы. Вот почему мы считаем настолько важным и первоочередным  тренировать (или воспроизводить) техники из самой опасной и трудной позиции для нас . 
Первый шаг это научиться действовать в непредвиденных обстоятельствах . Затем практикующий постепенно осваивает все эти основы своим телом и постепенно обретает возможность использовать техники в динамичном режиме. 
Это постепенное развитие не свойственно только Айкидо. Это также существует в каллиграфии , где это отражается в трёх разных тилях написания(Кайсё, Гёсё,Сосё) и всё тоже самое происходит и в Будо. 
Даже больше, этот принцип мы наблюдаем во всех сферах нашей жизни ; например, кто-то в первый раз садится на велосипед : в начале у него ничего не получается , потому что в нём нет баланса . Шаг за шагом он обретает его, все время продолжая ездить. Он делает успехи и постепенно он привносит новые ощущения в своё тело . Для нас тренировки это тот же самый путь. Наш метод тренировки начинается с самой неблагоприятной , но очень реальной позиции статики : мы учимся правильно исполнять техники , оставаться устойчивым и разбалансировать соперника.  Постепенно ваша техника  становится точнее благодаря точному пониманию углов, расчёта времени и в один прекрасный день вы будете в состоянии полностью воспроизвести технику в её динамичном варианте.  Целью Айкидо , конечно, является практика подвижных техник , но чтобы , когда-нибудь стать способным их исполнять , нужно пройти через  ограничивающее, сдерживающее , статическое обучение.  Невозможно рассчитать  лучшее время для уклонения от удара если ваше тело не умеет чувствовать  момент и место , в котором  оно будет обездвижено . 
Но, эта тренировка ,( кейко) , должна практиковаться не только в идеальных условиях. Это также отношение к жизни :  а что , если вы не в форме, или больны? Реальная жизнь не всегда предоставляет нам идеальные условия . Что если вы дошли до изнеможения , ваши ноги обездвижены , если  темно и вы не способны отреагировать правильным уклонением от атаки? С Древних времён  японцы обращают особое внимание на совершенствование базовых основ, так как  они не знают, что за условия принесёт им новая жизненная ситуация и не обязательно благоприятная, например : болезнь , грязь, ночь..
Усвоены эти основы или нет, вот что решает всё в  критической ситуации ,защитите ли вы свою жизнь или нет. Конечно , везде существуют сильные люди, независимые от метода тренировки, но для большинства из нас, чтобы действительно достичь этого , начальным этапом кейко(тренировки)будет являться внедрение   наименее благоприятных ситуаций. Также дело обстоит в каждом Будо. Это подход  стиля Ивама , это то, чему учил нас О-сенсей и мы верны этому. 
Как я упомянул выше, мы развиваемся постепенно и сначала мы должны научиться двигаться даже если мы демобилизованы.  О-сенсей сказал : "kashiri tsumete"(диалект региона  Вакаяма). Это означает : схватывать крепко.  Для него истинный Будока должен уметь двигаться даже если он обездвижен. Необязательно ослаблять захват , ваш партнёр должен быть заблокирован ,иначе Будо станет бессмысленным.  Недостаточно просто объяснять , что «обычно»  нужно делать или же как нужно правильно рассчитывать время в той или иной ситуации. Этот способ обучения не отвечает истинному духу Будо. Это только объясняет как должен выглядеть идеальный сценарий развития событий в той или иной ситуации, но не объясняет как достичь этого идеального уровня. Всё это не имеет ничего общего с жизнью , вот почему моё обучение начинается именно с баз : что делать в самой неблагоприятной ситуации. (когда ты заблокирован…)
Сенсей , в этом году ваша школа празднует своё десятилетие. Что вы вспоминаете, когда оборачиваетесь назад и какие перспективы в развитии вашей школы вы видите? 
 Я родился в 1957 году, можно сказать, на коленях у О-сенсея, у которого мой отец неизменно учился 12 лет. Мой отец и моя мать служили О-сенсею и его жене каждый день. Повседневная жизнь была сконцентрирована вокруг  додзё О-сенсея в Ивама , в префектуре Ибараки. 
Таким образом, когда я обрёл свою самостоятельность десять лет назад , я был подавлен очень тяжёлым  стрессом. Я разрывался между желанием остаться и желанием защитить наследие сенсея.  Я разрывался между двумя возможностями, но , в конце концов , отделение было единственно возможным решением. Это было как спрыгнуть с корабля без буйков или спасательного жилета.  Никто не хотел последовать за мной или помочь мне. 
Но у меня и не было желания , чтобы за мной кто-нибудь последовал, или чтобы кто-нибудь мне помогал. Я ушёл ,чтобы выполнять мои обязанности и чтобы отдать долг моему отцу ,Морихиро  Сайто сенсею и Уэсиба сенсею. Я ушёл из этих чистых целей, прилагательное «чистый» я использовал намеренно . В самом деле , с моей точки зрения , отношения с семьёй Уэсиба стали охладевать начиная с  Кисёмару Уэсиба сенсея. На сегодняшний день моё поколение учеников одно из поколений третьего дошу  Моритеру  Уэсиба сенсея и , между тем, два течения Айкидо , Айкикай и Ивама постепенно  отделились друг от друга , но развились по всему миру. 
Однако, два эти течения принадлежат одному источнику : О-сенсею. Поэтому, будет неверным сказать, что мы практикуем что-то совершенно различное.
С другой стороны, наши взгляды не одинаковы и это проявляется в наших стилях преподавания и практики. В Токио (Айкикай), люди начинают практиковать сначала ки-но-нагарэ (динамика), в то время как в Ивама мы сохраняем традиционный метод. Я не критикую и не отрицаю метод, которому следуют в Токио , потому что в конечном счёте , цель и форма техники одинаковые. В обоих случаях формируется превосходный Айкидока.
Обучение в Ивама, может быть, немного трудное для начинающих, но это форма  преподавания , в которой недопонимание техники и трудности постепенно преодолеваются.(уменьшаются).
В самом деле, я сомневаюсь, что обучение которое не включает в себя самые жёсткие ситуации , которое препятствует сильному захвату противника , который является необходимым шагом для того чтобы быть в состоянии учитывать все аспекты реальности , но который включает динамичные формы техник( которые являются высшим уровнем.)
Эффективность этого метода тренировки сомнительна для некоторых практикующих. Это одна из причин , по которой некоторые из них перестают практиковать. 
В свою очередь, обучение Уэсиба сенсея тоже трудно поначалу. Но все сомнения исчезают ,когда практикующий добивается какого-либо прогресса в своих тренировках, больше нет практических трудностей. Я считаю,  именно качество обучения позволяет практикующим преуспевать в преодолении их сомнений и трудностей. Таким образом , после десяти лет практики, мы можем начинать схватывать  противника и понимать ценность сокровища, которое было завещано нам моим отцом, Морихиро Сайто сенсеем.
Я не затем обретал свою независимость , чтобы просто отделиться, но потому что я хотел продолжить традицию обучения Морихиро Сайто Сенсея. . Конечно, независимость принесла новую организацию, которая называется Ивама Айки Сюрен – кай . Но на самом деле, эта организация живёт для того чтобы максимально точно следовать стилю обучения О-сенсея , ставящая идеи Основателя во главе практики. Это то, как мы практикуем каждый Божий день. 
У меня есть много учеников со всего мира , постоянно проживающих рядом со мной. Я стараюсь сделать тренировки и жизнь своих учеников такими, как если бы они тренировались у Основателя. Начиная с утренних молитв. Эти молитвы, которые О-сенсей практиковал ежедневно , выражают благодарность Богам. Молитва и благодарность это черты , общие для всех мировых религий. Основатель начинал и заканчивал день молитвой к Создателю. Наша организация получила своё название в честь памяти О-сенсея , «Синсин» значит « верить(а)  в Бога».я выбрал это название , просто чтобы показать, что наше додзё сохраняет и учит людей практиковать Будо Основателя. 
Уже десять лет как я выбрал это имя в честь памяти О-сенсея. С тех пор , были моменты радости, грусти, бывали и трудные моменты, но эти десять лет прошли очень быстро. Я прошёл через всё это , оставляя эти годы Богу ,и я делал то, что нужно было делать каждый день. В течение этого времени очень много людей присоединилось к нашей группе , это как семья , которая постоянно расширяется. 
Теперь каждый день прекрасен .  Когда я был молод, я был настолько увлечён своей практикой, что у меня были проблемы со здоровьем. Я перенёс хирургические операции на таз. И до сих пор мне приходится переносить операции на коленные суставы. Но даже с повреждённым телом возможно практиковать , если вы во всём следуете учению Основателя. 
В самом деле, техники Основателя не задействуют какую-то определённую часть тела , но всё тело в совокупности . Давление , оказываемое на больное колено быстро балансируется(уравновешивается). Однако , стоит отметить, что в течении практики кихона(базовых элементов) сильнее всего в работе задействованы нижние конечности , поэтому , иногда я всё ещё чувствую боль в коленах. Но даже не смотря на это, я счастлив и каждый день провожу с пользой . Да, эти десять лет протекли очень быстро. 
Направляя свой взгляд в будущее, я понимаю, что скоро мне исполнится 60 лет ,и ,я думаю, частью моей работы будет передача наследия О-сенсея  другому  человеку. В свою очередь ,Основатель ставил своей целью очистить этот мир от войн и создать Небо на земле.  И в вопросе о том, где находится рай, он пришёл к выводу о том, что рай это мы , он в наших сердцах. Я слышал , как он говорил , что «открытие этого это основная цель Айкидо». Я буду очень счастлив, если хотя бы один человек поймёт это. А моя миссия это передать наставления О-сенсея и моего отца, Морихиро Сайто сенсея. Имя Морихиро было дано моему отцу О-сенсеем. 
Несмотря на то, что Айкидо сейчас представлено семьёй Уэсиба я, в свою очередь , тоже готовлю своих преемников : начиная с моих сыновей Ясухиро и Митсуоши , которые также практикуют Айкидо. Я , конечно, буду помогать им принять эти обязанности .В тоже время, Моритеру Усиба сенсей тоже не жалеет своих сил и его сын Митсуру Уэсиба сейчас стал уважаемым человеком. Я надеюсь, что в будущем семьи Сайто и Уэсиба сохранят хорошие отношения.
Лидерство всё-таки сводится к семье Уэсиба и моя семья поддерживает её. И я очень хочу сохранить это в будущем. 
Это то, что я говорю своим сыновьям каждый день. Но , в то же время, мы должны защищать, сохранять и передавать традиционные техники Ивама : в этом состоит работа и наследие моего отца. Мы считаем своими друзьями тех, кто разделяет наше мышление, но мы ничего не имеем против тех людей , которые не разделяют наших ценностей или не практикуют Айкидо. Что действительно важно, так это распостранение этих традиционных ценностей.  Эти ценности составляют Душу Японии , они принадлежат таким религиям как Синтоизм и Буддизм. Я ,как и основатель, практикую их в Синтоизме: день начинается с молитвы и  медитации , затем следует кейко (тренировка) , а потом весь оставшийся день мы работаем в поле, так, как нас учил О-сенсей. 
Вот почему Моритеру  Уэсиба позволил мне отделиться, благодаря чему у меня появилась возможность жить также , как жил О-сенсей.  Прежде мой отец и я заботились о Додзё Основателя , Айки-Джинджа, со всем, что в него входит.  Но даже несмотря на то, что мы были очень заняты работой в поле, мы находили время для того, чтобы приносить подношения Богам.  Независимый, я могу по-настоящему следовать стилю жизни О-сенсея. За это я тоже очень благодарен семье Уэсиба. Также я очень благодарен тем людям ,которые сегодня вовлечены в жизнь Додзё  Основателя и Айки-Джинджа. 
Итак, десять лет назад я испытывал некоторый  стресс . Но сегодня, я чувствую только благодарность .  Для меня каждый день это благодарность. За этот семинар во Франции я также чувствую благодарность. На это меня направил О-сенсей.   Для меня счастье это практиковать Айкидо каждый день. Спасибо вам за интервью.