slogan

 

tel 77-68-12
+7 (924) 216-77-07
+7 (914) 543-28-61

 

Разговор о Айкидо. Хороший укэ.

image

Lee Attey - воспоминания о тренировках с Сайто Хитохира Сэнсэем.

(Заранее при ношу извинения за возможно не точный перевод, но как мне показалось статья настолько важна, что я счел необходимым попытаться перевести ее для своих учеников. С благодарностью Ли от Тена Петра. )

"АЙКИДО - не боевое искусство. Это - БУДО!"

Недавно во время кэйко Сэнсэй говорил об айкидо. Он говорил о том, кто является ХОРОШИМ УКЭ, и какие важные моменты вы должны помнить. Очевидно это не точный перевод того, что сказал Сэнсэй. Это мой перевод важных моментов его слов. Во всяком случае надеюсь, что вы найдете его интересным. Части, написанные курсивом - это важные моменты, указанные Сэнсэем. Остальное - мои размышления и мысли о том, что было сказано.
Когда мы практикуем Айкидо, мы не должны конкурировать. Мы не должны пытаться сдерживать нашего партнера так сложно, как мы возможно можем. Каждый имеет свой предел сил и энергии. Если мы способны удерживать нашего партнера за пределами его предела, то это - не обучение, это превращается в конкуренцию. Айкидо не является боевым искусством. Это Будо. Цель не только сделать вас сильнее физически, но и сделать ваши мысли сильнее, спокойнее. Цели Айкидо достигаются через кэйко. Постоянно испытывая и толкая свои пределы все дальше и дальше. Но для того, чтобы подтолкнуть этот предел, мы должны тренироваться на пределе. НЕ НАД НИМ.
Подумайте о том, как тело строит мышцы. Если в первый день в тренажером зале подобрать 30-ти килограммовые гантели и начать делать жим на бицепс. Это ведь бессмысленно. Бицепс не в состоянии сделать хоть одно повторение без раскачки, потребуется помощь тонн ненужных сокращений и это полностью разрушит форму тела. Айкидо тоже самое. Если мы обучаемся за пределами нашего предела - это разрушит нашу форму.
Как хороший Укэ, вы должны провести своего партнера по краю его предела. Как раз в том месте, где ему трудно свободно двигаться. Если он не может сделать технику, то снизьте уровень своей мощности и найдите где его предел. Вы не плохой укэ, если вы начинаете выше предела своего партнера. Но вы плохой укэ, если вы останавливаетесь там, когда знаете, что это за пределами его возможностей.

Сэнсэй сказал:" Хорошее Айкидо кэйко на самом деле гораздо сложнее на практике, чем у конкурентных боевых искусств. В основе конкурентных боевых искусств мы не знаем какую технику будет делать наш оппонент. Мы постоянно пытаемся угадать, что они будут делать и противостоять этому. Легко быть честным укэ в дзюдо. Если бросок хорош, вас бросят, если плох, то нет.
Однако в Айкидо вы уже знаете, где наш партнер уйдет или в каком направлении будет перемещаться или нажимать. Легко ему противостоять и легко восстановить свое равновесие. Но это - не кэйко. Вы в основном спасаетесь от техники. Если вы постоянно пытаетесь спастись, вашему партнеру придется постоянно менять технику, чтобы бросить вас и завершить прием. Это не кэйко.
Укэ должен определить свое положение в начале выполнения техники и должен постараться не отходить от него. Если техника партнера нарушает баланс и выводит из равновесия, хороший укэ должен признать это. Однако преднамеренно или не преднамеренно нельзя поворачиваться спиной к вашему партнеру. Если вы поворачиваетесь спиной к кому то в Будо, ты уже мертв. Вы должны иметь это ввиду, когда практикуемые методы и когда вы укэ. Вы должны иметь это чувство, когда держите партнера.
Когда О-сэнсэй демонстрировал методы, он не говорил людям что за технику он собирается делать. Он просто делал это. Это означает, что укэ не состоянии были приспособиться к ней или испортить ее.

Если ваш партнер пытается вырваться из вашей техники, то вам не нужно методов. Почему вы хотите сделать технику на человеке, который пытается от вас уйти? Укэ должен установить свои руки и ноги и стараться не двигаться. Так же как боксерская груша в боксерском зале. Мешок не пытается уйти ото боксера. Он просто висит вызывающе. Хороший укэ должен быть таким же. Как только у нас есть неподвижный укэ, мы можем изучать как сломать баланс и управлять им набором техник.
Когда партнер начинает реагировать на то, что происходит, то Нагэ также должен реагировать на эти реакции. Это другой вид исследования и изучения. Это не традиционное Айкидо кэйко. Это дзиюваза.

Как я уже сказал, это не стенограмма, но мои воспоминания для людей, которые могут им пригодиться. Пожалуйста не используйте это как прямые цитаты Сэнсэя. Спасибо.